Новорожденность (первые 4 недели)
Зрелый / средний возраст (1 период 20-21 - 35 лет, 2 период 35 - 55-60 лет)


Умственное воспитание детей дошкольного возраста: переломный момент в формировании интеллекта

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста напрямую зависит от обстановки в семье и выбранного родителями типа воспитания. В дошкольном периоде основными формами получения и усвоения информации является образное мышление, предметное восприятие и воображение. Таким образом, наиболее продуктивным способом обогащения интеллекта дошкольника является стимулирование его познавательной деятельности посредством различных игровых занятий, знакомства с природой и т.д. Взаимодействуя с окружающей средой, дошкольник пополняет свою внутреннюю базу данных информацией о запахах, звуках, формах предметов, красках, механике движения и пр., что необходимо для его дальнейшей успешности в школьном обучении. Поэтому общение со взрослыми является одним из ключевых способов получения необходимого жизненного опыта и данных об окружающей среде.

Развитие воображения как инструмент интеллектуального развития в дошкольном возрасте

По мере формирования и усложнения мыслительных процессов воображение становится отдельной формой деятельности. Это является обязательным условием для дальнейшего усвоения различной информации, которую преподают в школьных курсах. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит по мере накопления индивидом собственного жизненного опыта. Данный процесс основывается на ежедневных наблюдениях ребенка за различными предметами, явлениями и поведением взрослых.

Постепенно воображение у дошкольника теряет ощутимую долю произвольности и становится более целенаправленным. Развитие этого важного психологического процесса имеет несколько важных этапов:

  • У младших дошкольников воображение по своей природе и функциям схоже с воображением у детей раннего возраста. Отмечается низкий уровень самостоятельности и инициативности воображения. Для дошкольников в этом возрасте характерно непроизвольное смешивание реально происшедших событий с воображаемыми.
  • У средних дошкольников отмечается усложнение процессов воображения, что вызвано расширением сферы деятельности и интересов ребенка, а также накопленным у него жизненным опытом. Посредством различных игр, занятий живописью и другими игровыми видами деятельности воображение приобретает более творческий характер. Таким образом, развитие данного мыслительного процесса возможно только при его неразрывной связи с повседневными творческими и предметными занятиями ребенка.
  • У старших дошкольников развитие воображения достигает новой ступени, что отображается на примере игровой и изобразительной деятельности ребенка. Дошкольник начинает фантазировать не только об окружающей действительности, но и о себе, придумывая для себя новые занятия и социальные роли.

Мышление как основа интеллекта

Характерной особенностью развития у детей 4-6 лет является их способность к наглядно-образному мышлению. Это значит, что дошкольник может свободно оперировать определенными наглядными образами, не будучи знакомым при этом с конкретными их понятиями. Развитие мышления в дошкольном возрасте неразрывно связано с таким физиологическими процессами, как совершенствование слухового и зрительного анализаторов. Таким образом, дети становятся более восприимчивыми к музыке, изобразительному искусству и т.д. Стимулировать развитие творческого и логического мышления можно с помощью различных развивающих игр и задач, рисования, собирания конструкторов и лепки из пластилина.

Возрастание речевой активности у детей положительно отражается на способности запоминать и усваивать информацию на слух. Таким образом, различные виды деятельности (например, изучение иностранных языков) даются ребенку намного проще, чем любому взрослому. Развивать способность к запоминанию речевой информации можно с помощью чтения книг в голос, разучивания песен, стихов и т.д.

Основные характеристики мышления у дошкольников:

  • Наличие большого количества вопросов о мире и поведении людей. С началом дошкольного возраста все родители сталкиваются с так называемым возрастом «почемучки». Это является свидетельством активной работы мышления, поэтому особенно важно давать ребенку правильные ответы.
  • Развитие способности к логическим рассуждениям и поиску взаимосвязи. Совершенствование мыслительных процессов и речевой функции побуждает ребенка искать решения волнующих его задач, а также сопоставлять различные явления и процессы.
  • Возрастание значимости инициативности и тяги к познаниям. Любознательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы у дошкольников является важным фактором их готовности к последующему школьному обучению.

Стимулирование функций памяти для развития мышления в дошкольном возрасте

Развитие памяти в дошкольном возрасте осуществляется путем перевода фактической информации в образную форму. Запоминая примеры решения определенных задач, ребенок в дальнейшем может самостоятельно справляться с аналогичными заданиями. Характерной особенностью процессов памяти у дошкольников является высокая способность к механическому запоминанию. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям сосредоточить детей на изучении иностранных языков еще в дошкольном возрасте.

На данном этапе ребенок не может оперировать абстрактными образами, поэтому необходимо преображать всю информацию в конкретную зрительную форму. Основой занятий для тренировки долговременной памяти являются упражнения по нахождению отличий и сходства между различными предметами. Умственное воспитание детей дошкольного возраста невозможно без развивающих игр, задач, творческих занятий и взаимодействия со взрослыми. Занятия лепкой из пластилина, создание оригами или предметов из конструктора вместе с родителями не только активизируют творческий потенциал ребенка, но и способствуют передаче опыта от старшего поколения к младшему.