Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста напрямую зависит от обстановки в семье и выбранного родителями типа воспитания. В дошкольном периоде основными формами получения и усвоения информации является образное мышление, предметное восприятие и воображение. Таким образом, наиболее продуктивным способом обогащения интеллекта дошкольника является стимулирование его познавательной деятельности посредством различных игровых занятий, знакомства с природой и т.д. Взаимодействуя с окружающей средой, дошкольник пополняет свою внутреннюю базу данных информацией о запахах, звуках, формах предметов, красках, механике движения и пр., что необходимо для его дальнейшей успешности в школьном обучении. Поэтому общение со взрослыми является одним из ключевых способов получения необходимого жизненного опыта и данных об окружающей среде.
По мере формирования и усложнения мыслительных процессов воображение становится отдельной формой деятельности. Это является обязательным условием для дальнейшего усвоения различной информации, которую преподают в школьных курсах. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит по мере накопления индивидом собственного жизненного опыта. Данный процесс основывается на ежедневных наблюдениях ребенка за различными предметами, явлениями и поведением взрослых.
Постепенно воображение у дошкольника теряет ощутимую долю произвольности и становится более целенаправленным. Развитие этого важного психологического процесса имеет несколько важных этапов:
Характерной особенностью развития у детей 4-6 лет является их способность к наглядно-образному мышлению. Это значит, что дошкольник может свободно оперировать определенными наглядными образами, не будучи знакомым при этом с конкретными их понятиями. Развитие мышления в дошкольном возрасте неразрывно связано с таким физиологическими процессами, как совершенствование слухового и зрительного анализаторов. Таким образом, дети становятся более восприимчивыми к музыке, изобразительному искусству и т.д. Стимулировать развитие творческого и логического мышления можно с помощью различных развивающих игр и задач, рисования, собирания конструкторов и лепки из пластилина.
Возрастание речевой активности у детей положительно отражается на способности запоминать и усваивать информацию на слух. Таким образом, различные виды деятельности (например, изучение иностранных языков) даются ребенку намного проще, чем любому взрослому. Развивать способность к запоминанию речевой информации можно с помощью чтения книг в голос, разучивания песен, стихов и т.д.
Основные характеристики мышления у дошкольников:
Развитие памяти в дошкольном возрасте осуществляется путем перевода фактической информации в образную форму. Запоминая примеры решения определенных задач, ребенок в дальнейшем может самостоятельно справляться с аналогичными заданиями. Характерной особенностью процессов памяти у дошкольников является высокая способность к механическому запоминанию. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям сосредоточить детей на изучении иностранных языков еще в дошкольном возрасте.
На данном этапе ребенок не может оперировать абстрактными образами, поэтому необходимо преображать всю информацию в конкретную зрительную форму. Основой занятий для тренировки долговременной памяти являются упражнения по нахождению отличий и сходства между различными предметами. Умственное воспитание детей дошкольного возраста невозможно без развивающих игр, задач, творческих занятий и взаимодействия со взрослыми. Занятия лепкой из пластилина, создание оригами или предметов из конструктора вместе с родителями не только активизируют творческий потенциал ребенка, но и способствуют передаче опыта от старшего поколения к младшему.