Новорожденность (первые 4 недели)
Зрелый / средний возраст (1 период 20-21 - 35 лет, 2 период 35 - 55-60 лет)


Физическое воспитание детей дошкольного возраста: природный потенциал и способы развития

Планомерное физическое воспитание детей дошкольного возраста считается фундаментом всестороннего развития. Благодаря двигательной активности ребенок познает мир и становится более самостоятельным. Чем больше будет количество освоенных движений, тем полноценнее окажется развитие ребенка, поскольку они способствуют укреплению здоровья, расширяют возможности восприятия, ощущения и прочих психических процессов. Именно поэтому упускать данный период в плане физического воспитания никак нельзя, поскольку устранить допущенные ошибки и наверстать пробелы в дальнейшем будет чрезвычайно трудно.

Двигательная активность детей дошкольного возраста и организованные физкультурные занятия позволяют укрепить опорно-двигательный аппарат, улучшить обмен веществ, а также нормализовать деятельность нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Грамотно построенное физическое воспитание повышает иммунитет дошкольников и мобилизует защитные силы их организма. Таким образом, здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от занятий физкультурой (они проводятся дома и в детсаду). Этот возраст закладывает основы последующего развития костно-мышечной системы человека. Тем не менее, специалисты не рекомендуют перегружать детей физически, отдавая их в профессиональный спорт. В этом возрасте интенсивные занятия тем или иным видом спорта могут создать дисбаланс в интеллектуальном и физическом развитии ребенка. Кроме того, это провоцирует травмы и серьезные повреждения опорно-двигательного аппарата и не только.

Изменение физических качеств детей дошкольного возраста

У дошкольников наблюдается заметное изменение пропорций тела: их конечности становятся гораздо длиннее, и при этом растут значительно быстрее, чем туловище. К примеру, длина туловища к 6-7 годам обычно увеличивается примерно в два раза, в то время как руки удлиняются в 2,5 раза, а ноги – в 3 раза. Поскольку динамика роста всегда индивидуальна, подбирать уровень нагрузки необходимо с учетом развитости скелета и мышц ребенка.

К росту мышечной ткани приводит утолщение волокон. Сначала развиваются мышцы ног и таза, а позднее – рук. Мышечная сила увеличивается к 5 годам. Однако к продолжительному мышечному напряжению дошкольники еще не готовы из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата (это естественная причина быстрой утомляемости мышц).

Что касается нервной регуляции деятельности сердца, то у детей дошкольного возраста она еще несовершенна. Неравномерность силы и частоты сердечных сокращений может наблюдаться даже в состоянии покоя. При значительных физических нагрузках сердце довольно быстро утомляется, поэтому во время занятий упражнения нужно максимально разнообразить.

Бег, прыжки и метания – это те двигательные навыки, которые дети обязаны освоить до школы. Успешное освоение во многом определяется ловкостью, быстротой и выносливостью ребенка, то есть уровнем развития его основных двигательных качеств.

Правильно оценивать физические качества детей дошкольного возраста чрезвычайно важно. Только зная уровень подготовленности ребенка, можно выработать у него все необходимые навыки.

Методы физического воспитания

Для полноценного развития детей раннего и среднего дошкольного возраста обязательно нужны физические упражнения. Именно они формируют двигательные навыки и умения, а также способствуют правильному формированию двигательного аппарата. Оптимизировать воздействие физических упражнений на детский организм помогают гигиенические факторы и оздоровительные ресурсы природы.

Наиболее широкое применение в физическом воспитании дошкольников получили 3 группы физических упражнений:

  • подвижные игры;
  • основная гимнастика;
  • упрощенные формы некоторых спортивных упражнений.

Центральное место среди всех средств физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры. Их основное преимущество заключается в комплексном развитии двигательных качеств. Соответственно, благодаря подвижным играм совершенствуются все системы организма ребенка.

Успешному решению задач физического воспитания дошкольников в немалой степени способствуют занятия основной гимнастикой. Именно комплекс гимнастических упражнений в наибольшей мере способствует формированию умения владеть своим телом и выполнять всевозможные сложные движения.

Основная гимнастика включает в себя:

  • различные виды ходьбы, прыжков, бега, метаний, лазание, ползание, упражнения для равновесия и пр.;
  • общеразвивающие упражнения с гимнастическими предметами (или без них), ориентированные на развитие отдельных частей тела;
  • строевые занятия;
  • танцевальные упражнения.

Принципиальной особенностью основной гимнастики является избирательная направленность: упражнения отдельно подбираются на определенные мышечные группы, физические качества, осанку и проч.

Упрощенные формы спортивных упражнений следует включать в программу физического воспитания примерно с пятилетнего возраста. Они направлены на решение образовательных и оздоровительных задач, а также помогают развить у дошкольника первичный интерес к спортивной деятельности. Чаще всего практикуются упрощенные способы катания на коньках и лыжах, плавание и игры с мячом.

Систематические водные, солнечные и воздушные процедуры помогают совершенствовать механизмы терморегуляции и нормализовать психические процессы. Тем самым они улучшают физическое состояние детей и повышают их работоспособность. Однако использовать оздоровительные силы природы нужно в соответствии с особенностями и возможностями детского организма.

Организация физического воспитания

Возможности физического развития дошкольника в значительной мере предопределяются гигиеническими факторами. К ним относят гигиену тела, соблюдение режимов питания и сна, грамотное чередование двигательной активности и отдыха, массаж и т.д. Эффективность оздоровительного и развивающего воздействия физических упражнений дополняют гигиенические факторы. К примеру, физкультурные занятия способствуют физическому развитию лишь при условии полноценного питания и сна.

Оптимальное физическое развитие детей дошкольного возраста возможно лишь при условии комплексного применения спортивных упражнений, оздоровительных мер и гигиенических факторов. В конце каждого занятия важно обеспечить постепенный переход организма дошкольника к спокойному физиологическому состоянию. Постепенно снижать нагрузку позволяют ходьба, дыхательные упражнения, хороводы и малоподвижные игры.

Очень важно правильно распределить время занятий. Вводная часть должна составлять от 2 до 6 минут, основная – примерно 15-25 мин, а заключительная – около 2-3. Как правило, продолжительность частей определяется возрастом и подготовленностью детей, а также поставленными задачами.

На протяжении всего занятия нужно отслеживать состояние детей. После вводной части их пульс должен участиться не более чем на 25%, после основной – до 50%. После подвижных игр пульс может возрастать до 90%, но спустя 1-2 минуты после упражнения он должен снизиться до исходного уровня. Если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, то его физическим воспитанием должны систематически заниматься родители, уделяя внимание гармоничному развитию и равномерной нагрузке всех групп мышц.

Подвижные игры с многообразным двигательным содержанием нужно проводить ежедневно, желательно в ходе прогулок. Они способствуют увеличению двигательной активности детей и благотворно влияют на психическое состояние ребенка.