Младший дошкольный возраст длится с 3-х до 4-х лет. Различные изменения физиологии и эмоциональное развитие детей делают этот этап очень важным для формирования в дальнейшем здорового и полноценного организма. Если ранее ребенок не осознавал себя отдельно от взрослых, то на четвертом году жизни доминирующее значение приобретают его личностные желания и стремления. Данный психологический процесс является одной из причин возникновения кризиса 3-летнего возраста, когда ребенок стремится выполнять все действия самостоятельно, не прибегая к помощи родителей, отвергает их авторитет и начинает называть себя не по имени, а в первом лице - «Я».
Ежедневное наблюдение за различными предметами, людьми и их поведением формирует личную базу данных ребенка, на основании которой происходит сопоставление его собственных представлений об окружающей обстановке с мнением родителей. Данному возрасту свойственны следующие психологические проявления:
Ведущий тип деятельности в младшем дошкольном возрасте – ролевая игра. Таким образом, дошкольники обучаются основам отношений в социуме, совершенствуют свое коммуникативное поведение и функции речи. На данном этапе развития для детей характерно образное мышление и предметное восприятие. На их базе формируются первые устойчивые представления о различных видах деятельности - в основном, продуктивных. В возрасте 3-4 лет ребенок уже имеет развитую речевую активность, что дает возможность начать подготовку к школьному обучению.