Ранний детский возраст является крайне важным периодом в жизни человека. Это время развития фундаментальных жизненно важных функций. Ребенок учится говорить, ходить, взаимодействовать с внешним миром и обращаться с различными предметами. Поэтому в данный период актуализируется роль взрослых и правильное воспитание, ведь характер и функциональность головного мозга ребенка определяются не только наследственностью, но и особенностями взаимодействия с внешней средой.
Критическими периодами в развитии ребенка считаются 1, 2 и 3 года. Это время резких изменений, которые выводят развитие на качественно новый уровень. Для каждого года характерны свои свершения:
Для раннего детства характерны максимальные темпы создания предпосылок для последующего развития организма, поэтому крайне важно своевременно заложить основы полноценного роста ребенка. Для этого с детьми проводится профилактическая оздоровительная работа, которая заключается в соблюдении режима дня, выполнении гимнастических упражнений и рациональном питании, закаливании детей раннего возраста. Приветствуется педагогический и медицинский контроль, позволяющий поддерживать развитие ребенка и состояние его здоровья на протяжении всего периода раннего детского возраста.
Главные особенности развития детей раннего возраста в промежутке от 1 до 2 лет заключаются в формировании сложных функций мозга. На втором году жизни начинает закладываться характер ребенка, проявляется его темперамент и формируется поведение. На этот возраст припадает овладение навыком ходьбы, что намного расширяет возможности ребенка по исследованию окружающего мира.
В раннем детстве закладываются многие социальные черты, включая любовь к близким и сочувствие. Постепенно увеличивается период бодрствования ребенка, усиливается его выносливость, нарастает интерес к познанию, в этом возрасте он может уделять довольно много времени изучению заинтересовавших его предметов.
Этому возрастному отрезку свойственно активное совершенствование речи. Ребенок начинает усваивать и понимать все больше слов, у него выходят первые простейшие словоформы: «му-му» для определения коровы или «гав-гав» для собачки.
Развитие речи детей в раннем возрасте во многом происходит путем подражания взрослым. Сначала он подражает интонациям, затем повторяет слова и целые фразы. Также в этом возрасте ребенок начинает прислушиваться к своим собственным внутренним ощущениям. Он учится различать свои чувства и настроение.
Ключевой особенностью этого периода является активное развитие нервной системы. Ребенок становится намного подвижнее, поэтому его организм более интенсивно развивается физически.
Дети раннего возраста уже способны контролировать некоторые свои желания и потребности. Их нервно-психическое развитие происходит гораздо интенсивнее, словарный запас увеличивается. В это время некоторые из них могут конструировать сложные предложения.
После 2 лет у малыша развивается способность устанавливать взаимосвязь между явлениями и предметами. Он начинает сопоставлять и сравнивать их свойства, что находит отражение в речевых функциях. У него постепенно меняется восприятие речи взрослых. Собственная речь ребенка отражает уровень их мышления.
Как правило, именно в этом возрасте ребенок начинает понимать ход времени. С ним уже можно обсуждать не только события данного момента, но и прошлое, и будущее.
В 2-3 года дети начинают различать цвета и формы многих предметов, понимают их свойства и назначение. Постепенно у них складывается представление о количестве («много-мало»).
На протяжении всего третьего года жизни важно позволить ребенку исследовать и наблюдать. Если что-то его заинтересует, необходимо поддержать его в этой инициативе.
Необходимой потребностью в данном возрасте становиться общение со сверстниками. Как правило, к своему 3-летию ребенок начинает интересоваться людьми за пределами семьи. Социальные навыки общения довольно часто приобретаются через ролевые игры («дочки-матери», «больница» и тому подобные).
Особое значение имеет сенсорное развитие детей раннего возраста. Именно оно позволяет формировать представление ребенка о свойствах окружающих его предметов: их форме, цвете, размере и назначении. Для обеспечения сенсорного развития нужно предоставить ребенку максимальную свободу в изучении окружающего мира, не забывая при этом о мерах безопасности.
Чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка, не рекомендуется ограничивать пространство, в котором он находится. Существует определенная тенденция в некотором отставании развития детей, которые постоянно находятся в одном и том же месте. Для гармоничного развития ребенка крайне важно окружить его заботой и любовью, при этом в требованиях дисциплины и в соблюдении режима родители должны быть твердыми и решительными.