Раннее детство (1-3 года)

Ранний детский возраст является крайне важным периодом в жизни человека. Это время развития фундаментальных жизненно важных функций. Ребенок учится говорить, ходить, взаимодействовать с внешним миром и обращаться с различными предметами. Поэтому в данный период актуализируется роль взрослых и правильное воспитание, ведь характер и функциональность головного мозга ребенка определяются не только наследственностью, но и особенностями взаимодействия с внешней средой.

Критическими периодами в развитии ребенка считаются 1, 2 и 3 года. Это время резких изменений, которые выводят развитие на качественно новый уровень. Для каждого года характерны свои свершения:

  • за первый год жизни ребенок, как правило, овладевает навыками ходьбы;
  • двухлетний возраст – переломный период в развитии речи (формируется наглядно-действенное мышление);
  • в три года особенно четко проявляется связь в развитии и поведении малыша со второй сигнальной системой (осознание себя как личности).

Для раннего детства характерны максимальные темпы создания предпосылок для последующего развития организма, поэтому крайне важно своевременно заложить основы полноценного роста ребенка. Для этого с детьми проводится профилактическая оздоровительная работа, которая заключается в соблюдении режима дня, выполнении гимнастических упражнений и рациональном питании, закаливании детей раннего возраста. Приветствуется педагогический и медицинский контроль, позволяющий поддерживать развитие ребенка и состояние его здоровья на протяжении всего периода раннего детского возраста.

Развитие детей раннего возраста в период от 1 до 2 лет

Главные особенности развития детей раннего возраста в промежутке от 1 до 2 лет заключаются в формировании сложных функций мозга. На втором году жизни начинает закладываться характер ребенка, проявляется его темперамент и формируется поведение. На этот возраст припадает овладение навыком ходьбы, что намного расширяет возможности ребенка по исследованию окружающего мира.

В раннем детстве закладываются многие социальные черты, включая любовь к близким и сочувствие. Постепенно увеличивается период бодрствования ребенка, усиливается его выносливость, нарастает интерес к познанию, в этом возрасте он может уделять довольно много времени изучению заинтересовавших его предметов.

Этому возрастному отрезку свойственно активное совершенствование речи. Ребенок начинает усваивать и понимать все больше слов, у него выходят первые простейшие словоформы: «му-му» для определения коровы или «гав-гав» для собачки.

Развитие речи детей в раннем возрасте во многом происходит путем подражания взрослым. Сначала он подражает интонациям, затем повторяет слова и целые фразы. Также в этом возрасте ребенок начинает прислушиваться к своим собственным внутренним ощущениям. Он учится различать свои чувства и настроение.

Развитие детей раннего возраста в период от 2 до 3 лет

Ключевой особенностью этого периода является активное развитие нервной системы. Ребенок становится намного подвижнее, поэтому его организм более интенсивно развивается физически.

Дети раннего возраста уже способны контролировать некоторые свои желания и потребности. Их нервно-психическое развитие происходит гораздо интенсивнее, словарный запас увеличивается. В это время некоторые из них могут конструировать сложные предложения.

После 2 лет у малыша развивается способность устанавливать взаимосвязь между явлениями и предметами. Он начинает сопоставлять и сравнивать их свойства, что находит отражение в речевых функциях. У него постепенно меняется восприятие речи взрослых. Собственная речь ребенка отражает уровень их мышления.

Как правило, именно в этом возрасте ребенок начинает понимать ход времени. С ним уже можно обсуждать не только события данного момента, но и прошлое, и будущее.

В 2-3 года дети начинают различать цвета и формы многих предметов, понимают их свойства и назначение. Постепенно у них складывается представление о количестве («много-мало»).

На протяжении всего третьего года жизни важно позволить ребенку исследовать и наблюдать. Если что-то его заинтересует, необходимо поддержать его в этой инициативе.

Необходимой потребностью в данном возрасте становиться общение со сверстниками. Как правило, к своему 3-летию ребенок начинает интересоваться людьми за пределами семьи. Социальные навыки общения довольно часто приобретаются через ролевые игры («дочки-матери», «больница» и тому подобные).

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Особое значение имеет сенсорное развитие детей раннего возраста. Именно оно позволяет формировать представление ребенка о свойствах окружающих его предметов: их форме, цвете, размере и назначении. Для обеспечения сенсорного развития нужно предоставить ребенку максимальную свободу в изучении окружающего мира, не забывая при этом о мерах безопасности.

Чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка, не рекомендуется ограничивать пространство, в котором он находится. Существует определенная тенденция в некотором отставании развития детей, которые постоянно находятся в одном и том же месте. Для гармоничного развития ребенка крайне важно окружить его заботой и любовью, при этом в требованиях дисциплины и в соблюдении режима родители должны быть твердыми и решительными.