Период жизни человека с 6 до 11 лет называют младшим школьным возрастом. Он определяется эпохальным событием в жизни каждого ребенка – началом обучения в школе. Невзирая на активное развитие ребенка младшего школьного возраста, растущая физическая выносливость и увеличение работоспособности имеют относительный характер. Поэтому для детей этого возраста в целом остается характерной нервно-психическая ранимость и повышенная утомляемость. Как правило, работоспособность младших школьников резко падает уже через полчаса после начала урока. Они утомляются при значительной эмоциональной насыщенности мероприятий и во время посещения группы продленного дня после основных уроков в школе.
Данный период жизни человека нередко называется вторым физиологическим кризисом. Все дети младшего школьного возраста отличаются стремительным биологическим развитием организма: его нервных систем (центральной и вегетативной), костных и мышечных тканей, внутренних органов. Такая комплексная перестройка основана на отчетливом эндокринном сдвиге: «старые» железы внутренней секреции перестают действовать и в работу включаются «новые». Примерно в 7 лет в головном мозге завершается морфологическое созревание лобных отделов больших полушарий. Это создает основу для гармонизации процессов торможения и возбуждения, что необходимо для развития более целенаправленного по сравнению с дошкольниками произвольного поведения.
Физиологическая сущность процесса полностью не определена, некоторые ученые связывают его с прекращением активного функционирования вилочковой железы. Это, по их мнению, снимает тормоз с деятельности нескольких желез внутренней секреции и дает старт выработке половых гормонов (эстрогенов и андрогенов). Столь важная физиологическая перестройка требует от детского организма резкого напряжения и мобилизации его потенциальных резервов. Именно этим частично объясняется рост активности нервных процессов. Отсюда и основные характерные особенности младшего школьного возраста: неусидчивость и повышенная эмоциональная возбудимость.
Поскольку мышечное развитие в младшем школьном возрасте не синхронизировано со способами управления, то появление характерных особенностей в организации движений в этот период неизбежно. Еще одной возрастной особенностью младшего школьного возраста считается то, что крупные мышцы у детей развиваются быстрее мелких, поэтому им легче даются размашистые и сильные движения, чем требующие точности мелкие.
Физиологические трансформации не проходят бесследно и провоцируют значительные изменения в психической жизни детей. Центральное место в психоэмоциональном развитии занимает формирование произвольности, которое заключается в:
Благодаря совершенствованию познавательных процессов (в особенности внимания, восприятия и памяти) школьники способны на более сложные мыслительные операции, чем ранее. Этому способствует формирование высших психических функций (счета, речи, чтения и навыков письма). Это приводит к возникновению предпосылок к развитию сознания и теоретического мышления (при условии достаточного уровня умственного развития и благоприятных условиях обучения). Этим объясняется более активная и разнообразная деятельность в младшем школьном возрасте: под контролем грамотного педагога дети могут не только усвоить содержание основных форм современной человеческой культуры (морали, искусства, науки), но и научиться действовать в соответствии с общепринятыми и новыми социальными нормами людей. Школьники впервые начинают:
Другими словами, психология младшего школьного возраста предполагает вступление в сознательную фазу формирования своей личности.
Ключевые особенности детей младшего школьного возраста, среди прочего, объясняются изменением их эмоциональной сферы с приходом в школу. С одной стороны у них в значительной мере сохраняются характерные для дошкольников бурные реакции на отдельные события и ситуации, которые их задевают. С другой стороны, школа всегда порождает у ребенка новые, довольно специфические эмоциональные переживания, поскольку на смену свободе дошкольного периода приходит зависимость и необходимость подчинения новым правилам жизни. Дети этого возраста впечатлительны, эмоционально отзывчивы и восприимчивы к воздействию окружающих условий жизни. Прежде всего, ими воспринимаются те объекты и свойства предметов, которые способны вызывать прямой эмоциональный отклик.
Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста предполагают решение целого ряда проблем психологического плана. Так, основными проблемами данного возраста являются:
Как правило, проблемы младшего школьного возраста связаны с приходом ребенка в жестко нормированный, малознакомый ему социум, где от ученика требуют дисциплинированности, организованности, хорошей успеваемости и ответственности. В новой социальной ситуации ужесточаются условия жизни ребенка. Это повышает психическую напряженность и нередко отражается на поведении и даже здоровье школьника.
Поступление в школу становится таким событием в жизни ребенка, когда в противоречие приходят два определяющих мотива поведения: желание (хочу») и долженствование («надо»). Первый всегда исходит от самого ребенка, а второй, как правило, инициируется взрослыми. Но какую бы стратегию поведения не избрал ребенок в необычных для него условиях, он неизбежно будет сомневаться и переживать из-за неспособности соответствовать новым требованиям и нормам взрослого мира.
Возраст младших школьников характеризуется особой зависимостью от отношения, оценок и мнений окружающих их людей. Любое критическое высказывание в адрес ребенка может привести к изменению его самооценки и даже повлиять на самочувствие.
С приходом в школу у ребенка обычно начинает развиваться чувство личности, формируется потребность в познании и признании. Внутри семейных отношений ему отводится новое место. Он становится учеником, ответственным человеком, с которым советуются и считаются. Усваивая нормы поведения, выработанные обществом, ребенок постепенно превращает их в собственные требования к себе самому.
Видоизменение социальной ситуации - доминирующая характеристика младшего школьного возраста. Под ее влиянием проходит формирование жизненного опыта ребенка. Психология этого возраста отличается:
Период младшего школьного возраста неразрывно связан с активным развитием познавательных процессов и их обязательным качественным преобразованием. Эти процессы становятся опосредствованными, полностью осознанными и произвольными. Постепенно овладевая своими психическими процессами, ребенок учится управлять мышлением и памятью. Внимание детей младшего школьного возраста обостряется и становится эксплицитным (целенаправленным).
С началом обучения в школе на центральные позиции сознательной деятельности ребенка выдвигаются мыслительные процессы. Мышление детей младшего школьного возраста (как словесно-логическое, так и рассуждающее) стимулируется постоянным притоком научных знаний и приводит к перестройке других познавательных процессов.
Психологические особенности младшего школьного возраста стимулируют качественное изменение способности к произвольному регулированию поведения. Именно для этого периода характерна утрата детской непосредственности, что является свидетельством нового уровня развития мотивационно-потребностной сферы. С этого момента ребенок перестает действовать непосредственно, он руководствуется сознательными целями.
Воспитание в младшем школьном возрасте усложняется формированием у детей нового типа отношений с окружающими их людьми. Взрослые уже теряют свой безусловный авторитет в глазах ребенка, все больше и больше значения для него приобретают сверстники. Кроме того, растет роль детского общения.
Центральные новообразования младшего школьного возраста следующие:
Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учебная. Ее фундаментальными характеристиками являются обязательность, результативность и произвольность. Именно она предопределяет важнейшие изменения, которые свойственны психике ребенка на данном этапе. Помимо этого, обучение в младшем школьном возрасте стимулирует формирование психологических новообразований, которые являются фундаментом для личностного развития на следующих возрастных этапах.
Начало учебной деятельности неизбежно приводит к увеличению словарного запаса ребенка (примерно до 7 тысячи слов). Развитие речи младших школьников, безусловно, определяется их потребностью в общении. При грамотном построении учебного процесса дети, как правило, легко овладевают звуковым анализом слов, прислушиваясь к их звучанию.
Контекстная речь считается показателем уровня развития ребенка. С письменной речью складывается преимущественно сложнее, ведь в ней существует несколько уровней правильности (орфографическая, грамматическая, пунктуационная).
В младшем школьном возрасте мышление становится базовой функцией. Вследствие этого завершается переход от наглядно-образного восприятия новой информации к словесно-логическому.
В ходе обучения у школьников складываются научные понятия, которые являются основой теоретического мышления. Со временем начинают проявляться индивидуальные различия и способности детей младшего школьного возраста. Выделяются мыслители, теоретики и художники.
Мотивация младшего школьного возраста сильнее всего проявляется в первом классе. Постепенно она снижается, что объяснятся падением интереса к учебной деятельности и отсутствием у ребенка целей, так как новую общественную позицию он уже завоевал. Именно поэтому уже в начале учебы очень важно дать хороший толчок развитию памяти. Она стимулируется заучиванием учебного материала, при этом развиваются все ее виды: и кратковременная, и оперативная, и долговременная. Память детей младшего школьного возраста развивается двунаправленно: активизируется произвольное запоминание и осмысленное.
Ученики начальных классов уже способны концентрировать внимание, однако на пике волевых усилий у них возникает произвольность познавательных процессов. Объясняется это тем, что школьник специально организует себя под влиянием требований, но его возможности и мотивация еще недостаточно сильны. Внимание активизируется, однако оно все еще нестабильно. Удержать его можно только благодаря высокой мотивации и волевым усилиям. Именно поэтому познавательное развитие младшего школьного возраста достаточно индивидуально.
Восприятие самых маленьких школьников также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности могут встречаться даже у дошкольников. В процессе овладения новыми знаниями нарастает ориентация на сенсорные эталоны времени, формы и цвета. При этом главной проблемой восприятия все еще остается слабая дифференциация (путают предметы либо их свойства).
В своем развитии воображение проходит две стадии:
Фантазия первоклассников опирается исключительно на конкретные предметы, однако с возрастом на ведущие позиции выступит слово, которое предоставит максимум свободы воображению.
Возраст 7-8 лет является сензитивным периодом для осваивания морально-этических норм. Психологически ребенок уже готов к пониманию смысла правил и норм, а также к их выполнению на постоянной основе.
Становление личности в младшем школьном возрасте преимущественно определяется успеваемостью ребенка и особенностями его общения с учителем и классом. У отличников нередко складывается завышенная самооценка, у слабых учеников возможно снижение уверенности в себе и в своих возможностях. В таком случае у них может возникать компенсаторная мотивация. Дети с низкими отметками пытаются утвердиться в другой области и переключаются на занятие спортом, музыкой или рисованием.
Огромное значение на формирование личности оказывают семейные отношения: стиль воспитания и принятые в семействе ценности. В столь раннем возрасте интенсивно развивается самосознание ребенка и потребность в самоутверждении. Немалое значение для него имеет не только авторитет взрослых, но и место, которое он сам занимает в семье.