Новорожденность (первые 4 недели)
Зрелый / средний возраст (1 период 20-21 - 35 лет, 2 период 35 - 55-60 лет)


Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как инструмент познания мира

Восприятие в дошкольном возрасте является доминирующей познавательной деятельностью человека. В раннем детстве ребенок изучает признаки объекта, воспринимая их через сенсорные системы. При этом младшие дошкольники обследуют предметы, руководствуясь игровыми целями.

Познавательное или же сенсорное развитие детей дошкольного возраста имеет свои особенности:

  • изучение свойств различных предметов происходит в зависимости от их важности в практической деятельности;
  • при ознакомлении с внешним миром ведущим становится зрительное восприятие;
  • осваиваются сенсорные эталоны;
  • растет целенаправленность, осознанность, управляемость и планомерность восприятия;
  • восприятие интеллектуализируется благодаря установлению взаимосвязей с мышлением и речью.

Наблюдение в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Важнейшая задача взрослых – обеспечить своевременное и правильное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Ведь именно родители и воспитатели косвенно управляют и руководят восприятием дошкольников. При надлежащем педагогическом руководстве ребенок 3-4 лет в процессе выполнения различных видов деятельности учится рассматривать объекты и наблюдать. В это время его любознательность постоянно возрастает. Увеличивается количество объектов и сторон действительности, которые привлекают его внимание. Дошкольник постепенно открывает новые грани в уже знакомых ему предметах и явлениях. Он замечает, что снег не только белый и холодный, но и может таять при воздействии тепла, менять свой оттенок в зависимости от погоды.

В среднем дошкольном возрасте наблюдение постепенно превращается в специфическую умственную деятельность, которая направлена на решение различных интеллектуальных проблем. Ухаживая за животными или растениями, ребенок отмечает преобразования их внешнего вида. Он начинает постигать процессы развития и роста, устанавливает скрытые связи и закономерности (к примеру, растение засыхает, если его не поливать).

Познавательное развитие детей дошкольного возраста неизбежно связано с все большим включением в процессы восприятия речи. Формулировка и озвучивание цели позволяет лучшее осознать и спланировать процесс ее достижения. Называние воспринятого ребенком признака объекта помогает абстрагировать его и осознать как специфичную характеристику действительности.

Зрительное восприятие в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Ключевая особенность восприятия дошкольников 3-7 лет – выход на ведущие роли зрительного восприятия, которое соединяет в себе опыт прочих видов ориентировочной деятельности. Именно оно позволяет ребенку охватить все детали и уловить их качества и взаимосвязи. При этом полностью управлять своим взором младший дошкольник еще не может. Как правило, его взгляд перемещается по предмету довольно беспорядочно. Систематическое рассматривание и последовательность движения взора появляется у детей к 5-7 годам. При этом время рассматривания простых по содержанию картинок у дошкольников постоянно возрастает.

В старшем дошкольном возрасте принципиально меняется сам смысл обследования: оно приобретает характер экспериментирования. А последовательность обследовательских действий определяется уже не внешними впечатлениями, а поставленной познавательной задачей.