Новорожденность (первые 4 недели)
Зрелый / средний возраст (1 период 20-21 - 35 лет, 2 период 35 - 55-60 лет)

Этапы развития речи у детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста является крайне важным процессом для решения задач эстетического, нравственного и умственного воспитания в предельно сенситивный период развития. Начинать обучение ребенка родному языку нужно как можно раньше, ведь от этого напрямую зависит то, насколько свободно он будет пользоваться им в дальнейшем.

Дошкольный возраст является периодом, когда ребенок активно усваивает разговорный язык. Это время развития и становления всех составляющих живой речи: и лексической, и фонетической, и грамматической.

Характерной особенностью дошкольного возраста является расширение круга общения. Дети становятся более самостоятельными, выходят за рамки узких семейных связей и начинают активнее общаться с широким кругом людей, в частности, со своими сверстниками. Это требует от дошкольника полноценного овладения средствами общения, главным из которых как раз и является речь. Кроме того, высокие требования к ее развитию обуславливаются усложняющейся деятельностью ребенка.

Как правило, развитие речи в дошкольном возрасте идет сразу в нескольких направлениях. Она становится основным орудием мышления и основой перестройки многих психических процессов.

Развитие речи в дошкольном возрасте и обогащение словаря

Своевременное развитие и расширение словаря является важным фактором подготовки к учебной деятельности в школе. Ребенок, который не владеет достаточным лексическим багажом, обычно испытывает серьезные трудности в обучении, так как попросту не находит подходящих слов для озвучивания своих мыслей. В то же время, дети с богатым и разнообразным словарем легко овладевают навыком чтения и грамматикой, лучше решают логические и арифметические задачи. К тому же, зачастую они намного активнее в умственной работе.

Развитие речи дошкольников характеризуется количественным ростом словаря, а также его качественным совершенствованием, которое подразумевает овладение значениями слов.

Дошкольный возраст является периодом стремительного обогащения лексикона. При этом увеличение словаря непосредственно зависит от условий жизни ребенка и особенностей его воспитания. Поэтому данные о словарном запасе дошкольников могут значительно разниться. Нормальными показателями считаются:

  • до 1900 слов – к 4 годам;
  • 2000-2500 – в 5 лет;
  • 3500-6000 – к 6-7 годам.

Стоит отметить морфологическую неравномерность словарного запаса дошкольников. В этот период наблюдается быстрое увеличение количества усвоенных глаголов и существительных, число используемых прилагательных растет медленнее. Подобный перекос объясняется двумя факторами: условиями воспитания (взрослые редко уделяют внимание знакомству детей с качественными признаками предметов) и характером имени прилагательного, которое является наиболее абстрактной частью речи.

Владеющие речью четырех- и пятилетние дошкольники могут относить новое слово сразу к нескольким предметам. Однако они все еще не осознают всего смыслового содержания усвоенных от взрослых готовых слов, даже если начинают ими оперировать. При этом дети могут усвоить предметную отнесенность слова, но не стоящую за ним систему абстракций и обобщений. Труднее всего дошкольникам дается освоение переносных значений.

Звукопроизношение и словообразование при развитии речи детей дошкольного возраста

Большинство ученых считает, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для окончательного освоения всех звуков языка. Несовершенства произношения в среднем и старшем школьном возрасте – явление крайне редкое и нетипичное. При правильной организации учебного процесса дети могут достаточно быстро овладеть произношением звуков. Сложнее всего им даются трудные в артикуляционном плане звуки («р» и шипящие). В дальнейшем даже при условии систематического целенаправленного обучения процесс их становления идет медленнее, поскольку навык неправильного произношения искоренить сложно. И все же звукопроизношение хоть и медленно, но совершенствуется.

Развитие речи детей дошкольного возраста невозможно без овладения способами словообразования. Как правило, дошкольники активнее пользуются морфологическим способом, который основан на сочетании морфем с разным значением.

Психологи подчеркивают тесную взаимосвязь, которая существует между речевым и умственным воспитанием детей. Учась говорить, ребенок учится мыслить, а активная мыслительная деятельность совершенствует речь.