Старший школьный возраст

Старший школьный возраст, называемый также ранней юностью, охватывает период с 15 до 18 лет. Окончание школы и поступление в высшее учебное заведение ассоциируется с этапом достижения физической и психологической зрелости. Как правило, у старшего школьника уже полностью сформировано мировоззрение и система ценностей, что делает его способным к самостоятельной жизни и продуктивной деятельности.

Развитие организма в старшем школьном возрасте

На данном возрастном этапе продолжается развитие нервной системы. Функциональность мозга увеличивается уже не за счет возрастания его массы, а вследствие усложнения процессов внутриклеточного строения. Постепенно клетки коры больших полушарий приобретают тот же вид и выполняют те же функции, что и у взрослого человека. При этом ассоциативные волокна, которые служат соединительными участками коры головного мозга, увеличивают свою численность.

Особенности старшего школьного возраста – развитие функций памяти и произвольного запоминания. При этом непроизвольное усвоение информации остается таким же действенным способом получения знаний. Память приобретает смысловую и словесно-логическую структуру. Расширение мыслительных возможностей и функций памяти позволяет школьникам в старших классах успешно осваивать новые социальные роли: руководителей, организаторов, воспитателей и др.

Причиной скачка в психическом и эмоциональном развитии школьника являются резкие противоречия между требованиями в средней и старшей школе. Возросшая планка ответственности перед родителями, школьным коллективом и преподавателями, а также стремление к самостоятельности заставляют ребенка быстро перейти к этапу взросления.

Девушки достигают зрелости раньше юношей. К концу школы их физическое и психологическое развитие по многим параметрам соответствует развитию взрослого человека. Бурный скачок роста и гормонального созревания в подростковом периоде сменяется фазой размеренного развития организма. Для юношей и девушек характерными являются стабильные показатели роста, веса и других физиологических параметров.

После замедления процессов роста у школьника наблюдается:

  • активное нарастание мышечной массы на окостеневшем скелете;
  • увеличение объема грудной клетки;
  • финальное формирование всех органов и их систем.

Как следствие, значительно увеличивается работоспособность и возрастает физическая выносливость. Несоответствие роста элементов сердечно-сосудистой системы в некоторых случаях приводит к нарушениям сердечного ритма. Такие проблемы имеют быстротекущий характер, и уже в скором времени у школьников уравновешивается кровяное давление и нормализуется ритм работы желез внутренней секреции.