Средний школьный возраст (11-12 – 15 лет) является начальным этапом периода взросления. Его характерной особенностью является возрастание социальной активности ребенка. Актуальной становится потребность приносить общественную пользу и помогать другим членам семьи.
Система отношений со взрослыми и сверстниками строится на нравственных и моральных установках подростка, которые были заложены на более ранних этапах воспитания. Детям в среднем школьном возрасте свойственен эгоцентризм, который в значительной мере влияет на постановку различных целей и выбор путей реализации задатков и способностей личности.
Очередной скачок роста проявляется в увеличении длины тела на 6-10 см в год. Процесс окостенения скелета достигает финальной стадии, и наступает этап активного формирования мышечной массы. Неравномерное развитие внутренних органов в подростковом возрасте может вызывать различные нарушения (учащенное дыхание, сердцебиение), которые носят быстротекущий характер.
Подростки не просто чувствуют себя взрослыми, но и стремятся ими быть во всех жизненных аспектах. При столкновении с различными возрастными запретами они в различных формах проявляют протест и несогласие. Неподчинение и стремление к самостоятельности зачастую являются причиной конфликта с родителями.
Физиологические особенности возраста проявляются в:
Однако в силу возрастных особенностей преобладания процессов возбуждения над процессами торможения подростки отличаются повышенной возбудимостью, вспыльчивостью и часто агрессивностью.