Развитие восприятия и интеллекта

Первое полугодие жизни любого малыша – это очень важный период для его дальнейшего развития. И хотя родители порой не замечают стремительных изменений, то, что это развитие происходит, является несомненным фактом. При этом более важным на данном этапе развития является прикосновение, а не движение.

1 месяц

На протяжении первого месяца жизни ребенок учится фиксировать свое зрение на определенных предметах. Он прослеживает их, а также приобретает первые навыки в сосредоточении слуха на важных для него вещах. Реакцией на голоса взрослых в этот период служит либо прекращение плача, либо изменение его характера.

2 месяц

Во время второго месяца жизни способность сосредотачивать слух у ребенка возрастает и совершенствуется. Если говорить о зрении, то он уже умеет в это время следить за игрушками, которые движутся по горизонтальной поверхности.

3 месяц

Во время третьего месяца жизни малыш учится следить за объектами, движущимися в любых направлениях.

4 месяц

На четвертом месяце ребенок уже пытается тянуть руки к игрушкам, определять, из какой точки пространства исходит звук.

5 месяц

Пятый месяц примечателен тем, что малыш может не только тянуться к предмету, но и захватывать его. Чаще это происходит с игрушками, которые малыш может поместить в двух руках - их он активно тянет в рот. Помимо этого, он уже умеет переводить взгляд с одного предмета на другой, фокусируя его на каждом из них. Что касается голоса матери, то малыш учится различать ее интонацию: оживляется или беспокоится в зависимости от тона.

6 месяц

На шестом месяце ребенок уже умеет визуально контролировать движения своих рук, а также с любой стороны захватывать игрушки. При этом он зачастую имеет навык держать предмет одной ручкой. Если внимание ребенка ничем не занято и не отвлечено, то он даже поворачивается, слыша звуковые раздражители.

7 месяц

На седьмом месяце жизни малыш узнает голоса своих родных, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую, хлопать по ним руками. Как видим, именно на этом месяце развитие моторики и сенсорики начинает приходить в равновесие.

8 месяц

Восьмой месяц в жизни малыша особенно важен, так как в это время он знает, как его зовут, отлично разбирается в голосах и интонациях родных, умеет бросать и отталкивать предметы, производить движения руками с несколькими предметами.

9 месяц

На девятом месяце на элементарные словесные просьбы родных малыш умеет реагировать. Он может найти игрушку, которая была спрятана, а также двумя пальчиками взять мелкий предмет.

10 месяц

На десятом месяце ребенок может повторять те движения рук, которые показывают ему взрослые. Это «до свидания», «ладушки» и т.п. На просьбу взрослого такой малыш уже может показать пальчиком различные части лица или тела людей. Нередко родители учат ребенка на этом этапе, говоря ему «покажи глазки», «покажи носик» и т.п.

11 месяц

На одиннадцатом месяце ребенок может выбросить из кроватки надоевшую игрушку, умеет подражать многим движениям взрослых, разбирается в своих частях тела.

12 месяц

Во время двенадцатого месяца жизни малыш уже умеет вкладывать предметы один в другой, открывать коробочки, пользоваться по назначению расческой и ложкой.

Первые достижения

К четвертому месяцу жизни слуховые и зрительные способности малышей практически не отличаются от этих же способностей у взрослых людей. Дети, проходящие этот период своего развития, свободно следят за любыми движениями предметов, имеют навыки ориентировки в расстоянии и скорости. Помимо этого, такие малыши могут длительно разглядывать тот или иной предмет. Важным достижением упомянутого периода можно считать то, что ребенок уже умеет находить в пространстве источник звука.

Хорошо различая объемы, формы и цвета, малыши проявляют чувствительность к любой новизне. Важную роль в их развитии начинают играть слуховые и звуковые впечатления. Например, сосательный рефлекс в этот период проявится уже не только непосредственно тогда, когда ребенку в рот вложили соску или грудь, а и при виде бутылочки с молоком или материнской груди.

Что касается второго полугодия жизни ребенка, то в это время он начинает особо хорошо ориентироваться в окружающем пространстве и его составляющих. Такой малыш во время бодрствования интересуется игрушками, любит их рассматривать и брать в ручки, тянуть в рот. Важной особенностью развития ребенка в это время можно назвать то, что он учится зрительно контролировать свои движения. То есть в данном случае налаживается связь прикосновений и движений. У ребенка в данное время также начинает развиваться чувствительность к тактильным ощущениям. При этом пока у малышей отсутствуют образы для слов. Это связано с тем, что они еще не владеют речью. Потому информация о людях и предметах приходит к ребенку посредством движений и ощущений.

Выделяют несколько стадий данного периода. Во время первой стадии ребенок «упражняет» свои главные навыки – безусловные рефлексы (хватание, плач, сосание). Помимо этого, малыш умеет слушать и смотреть. Для второй стадии характерны первичные круговые реакции, приспособление ребенка к собственному окружению и новой информации (1-4 мес.). На третьей стадии развиваются вторичные круговые реакции (4-8 мес.). Это означает, что малыш может повторять определенные формы поведения, приносящие ему удовольствие. У ребенка формируется ощущение постоянства определенных объектов. С этим связан дальнейший «страх чуждого», который возникает в семь-восемь месяцев.

Во время четвертой стадии (8-12 мес.) развиваются все те способности ребенка, которые были упомянуты выше. Малыш учится своей реакцией предвосхищать события. К примеру, увидев йод, он может заплакать. Предметы начинают восприниматься ребенком как нечто такое, что существует в пространстве постоянно, а впечатления формируют первые образы восприятия.

Проще говоря, на протяжении первого периода жизни ребенок учится видеть связь, которая существует между собственными действиями и их результатами. Он умеет решать самые мелкие проблемы: например, открывать коробку, чтобы достать объект. И эти особенности поведения ребенка могут показать, как примерно будет развиваться ребенок в дальнейшем.