Развитие общения и речи

Первые полгода своей жизни малыш очень нуждается в постоянном внимании взрослых и доброжелательном отношении к его потребностям. Это выражается в ситуативно-личностном общении, которое является основой деятельности ребенка на данном этапе развития.

4-8 месяцев

Малыш все еще много спит и просыпается обычно мокрый или голодный. Основу общения составляет громкий и чистый крик с длинным выдохом и отчетливыми интонациями, улыбка, гуление, лепет и смех при виде знакомых лиц, хныканье в случае страха или некомфортного ощущения. В таком возрасте требуется совсем немного времени для засыпания. Тем не менее, если ребенок сытый и сухой, то он может дольше активничать, хотя четкий режим сна и бодрствования сохраняется.

В четыре месяца малыш с интересом рассматривает окружающие его вещи и предметы, четко выделяет свою маму, беспокоится при ее уходе и всегда оживляется, когда знает, что она рядом. Ребенок выражает свою радость активным лепетом со всевозможными звуками, различными эмоциональными жестами и мимикой. Вообще, следует отметить, что понятия «свои» и «чужие» хорошо сформированы месяцам к шести-восьми, поэтому ребенок насторожено реагирует на появление новых людей, замирает и внимательно рассматривает их широко открытыми глазами. Иногда даже возникает чувство страха, которое быстро сменяется любопытством и желанием наладить игровой контакт. Подобное поведение является типичным для многих детишек в возрасте 7-10 месяцев.

8-10 месяцев

Малыш уже показывает недовольство и может звуками выражать свои биологические потребности. Этот возраст называют «подражательным», так как ребенок во всем старается копировать взрослых: жесты, звуки, слоги, мимику и движения. К тому же, многим малышам нравится повторением одних и тех же действий по несколько раз. Общение, как правило, происходит в игровой форме, появляется много различных звуковых сочетаний, лепет становиться более эмоциональным и сопровождается активной жестикуляцией. Ребенок с огромным интересом включается в игру типа «ку-ку», протягивает руки с просьбой взять его или указывает на какой-то определенный предмет, если не может сам до него дотянуться, то есть требует постоянной совместной игры.

11 месяцев

С каждым месяцем в речи ребенка происходят новые изменения, появляются первые слоги и слова вроде «мама», «баба», «дада» и прочие. Первые шаги сопровождаются активным развитием пространственных отношений, малыш начинает реагировать на просьбы, которые может выполнить, понимает значение слова «нельзя» и достаточно избирательно относится к окружающему миру, то есть появляется понятие «нравиться» и «не нравиться».

12 месяцев

В год у ребенка уже явно выражено избирательное отношение к окружающим его людям и предметам, при этом общение со взрослым происходит не только с помощью звуков или жестов, а уже первых небольших слов с особой интонацией просьбы, радости и прочих эмоций. Тут уже можно говорить о ситуативно-деловом общении, когда ребенок просит взрослого помочь ему в выполнении каких-то действий, которые не может еще сделать сам. Теперь первое место занимает не страх или осторожность, а робость, стеснение или же интерес к новым людям. Сейчас малыш обязательно смотрит в лицо говорящего с ним человека и пытается выполнить какие-то простые поручения, соотнести разговор с определенными вещами. Как раз в возрасте около года у ребенка появляется необходимость в речевом контакте и начинается становление речи.

Особенности развития речи в первый год жизни

Первый год представляет собой подготовительный, так называемый «доречевой» этап в развитии. Начиная с рождения, в первые месяцы у малыша постепенно формируется речевой слух и устанавливается дыхательный ритм, появляется определенная интонация, подражательные звуки, артикуляция. Самой важной и основной голосовой реакцией новорожденного является плач или крик, который выражает отрицательные эмоции, неудовлетворение.

Уже со второго месяца можно четко различать разные виды плача (крика), которые будут зависеть от того, что его спровоцировало: чувство голода, боль, неудобное положение, ограничение движения, отсутствие общения или внимания и т.п. Поэтому мама быстро начинает понимать своего ребенка.

Также в этом возрасте появляются первые короткие звуки, которые ребенок издает в свободном состоянии, развивая таким образом свой речевой аппарат. Ближе к 6 месяцам малыш начинает произносить протяжные гласные звуки в сочетании с некоторыми согласными (гулит). При этом он обязательно прислушивается к собственному голосу, пытается подражать сам себе, что благоприятно сказывается на формировании правильного речевого дыхания. Месяцев в семь многие дети уже звонко лепечут в ответ на обращение взрослых, всматриваются в лицо и особенно интересуются артикуляцией. Они прислушиваются уже не только к себе, но и к голосу других людей. В результате возникает такая себе примитивная беседа в виде звуковой переклички мамы и ребенка.

Встречаются случаи, когда ребенок молчит или имеет некоторую задержку голосовых проявлений. В таком случае необходимо постоянно стимулировать малыша и предлагать ему повторить звуки, которые уже встречались в его спонтанном репертуаре, постепенно дополняя их новыми. Очень важно во время таких занятий, чтобы ребенок хорошо видел движение губ взрослого, рот и мимику.

Активный расцвет фазы лепета происходит к девяти-десяти месяцам, когда в арсенале у малыша имеется много различных звуков, слогов и интонаций, которые уже представляют автономную речь ребенка. Здесь очень важно понимать смысл таких интонационно-выразительных фраз и первых предложений, ориентироваться на ситуацию общения в целом, мимику, направление ручек, взгляда, чтобы четко определить, что именно надо малышу. В возрасте двенадцати месяцев дети обычно используют от пяти до тридцати небольших слов в активном словарном запасе и обладают достаточно большим пассивным словарем, хорошо понимая обращенную к нему речь.

Следует помнить, что пассивная речь всегда опережает активную в развитии. И во втором полугодии малыш воспринимает уже не только эмоции, но и суть ситуации, что хорошо демонстрирует взглядом или простыми действиями. Месяцам к двенадцати ребенок может понять и выполнить около десяти простых просьб: «принеси игрушку», «дай ручку» и т.п. Очень важно помнить, что мышление маленьких детей является конкретным, а не абстрактным, поэтому нужно четко привязывать слова к определенным предметам или действиям. Несмотря на то, что все новое привлекает малыша, вызывает неподдельный интерес и любопытство, в конце второго полугодия может возникнуть определенный кризис, когда ребенок становится полноценным субъектом общения и меняется социальная ситуация.