Студенческий возраст: романтика юности и ответственность взрослости

Студенческий возраст классифицируется как завершающий этап взросления и становления личности. Период с 18 до 25 лет, когда большинство молодых людей обучаются в высших учебных заведениях, называется поздней юностью или ранней взрослостью. Студенческий возраст имеет определенные социально-психологические отличия от зрелого периода. Особенности данного этапа в жизни человека заключаются в активном развитии процессов самосознания и решении вопросов, касающихся профессионального самоопределения.

Характеристика студенческого возраста

Молодые люди, ставшие студентами, отличаются от других социальных групп (в том числе и от сверстников, которые отказались от идеи обучения в вузе) следующими чертами:

  • более высоким образовательным уровнем;
  • стремлением к получению углубленных профессиональных знаний и навыков;
  • высокой активностью на социальном уровне;
  • познавательной мотивацией;
  • интеллектуальной и социальной зрелостью, которые гармонично сочетаются между собой.

На психологическом и социальном уровне студент становится дееспособным членом семьи, который вносит свой вклад в семейный бюджет и заботится о младших членах семейства. Однако зачастую родители не готовы принимать взрослость своего ребенка, что приводит к конфликтам, которые по своей природе напоминают противоречия в подростковом возрасте.

Полученные в вузе профессиональные навыки и знания побуждают студента искать пути реализации своих трудовых стремлений. При этом на данном этапе актуальной становится потребность в познавательной и учебной деятельности. Кроме того, среди особенностей студенческого возраста нужно отметить следующие:

  • процессы восприятия достигают наивысшего уровня развития, что позволяет человеку продолжительное время концентрироваться на объекте или учебном материале;
  • сформированные гражданские качества находят выход в необходимости быть частью коллектива;
  • дружеские отношения приобретают признаки многоплановости (углубляется содержание понятия дружбы, расширяется поле интеллектуальных и эмоциональных контактов);
  • система убеждений и нравственных понятий приобретает завершенный формат.

С физиологической точки зрения возраст студентов является переходным периодом между юностью и зрелостью. Совершенствование процессов мышления и памяти проявляется в преобладании смыслового запоминания. Студент целенаправленно выявляется смысловые связи и опорные пункты, которые имеются в учебном материале, это позволяет быстро запоминать и усваивать полученные знания, чтобы в дальнейшем применять их в ходе профессиональной деятельности.